• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
Хакимов Р.С. Российский федерализм: теория и практика
Учебное пособие. – Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2011. – 204 с.
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Публикации / Книги / Хакимов Р.С. Российский федерализм: теория и практика на домашнюю страницу
Хакимов Р.С. Российский федерализм: теория и практика
 
 
 
Учебное пособие. – Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2011. – 204 с.

Хакимов Р.С. Российский федерализм: теория и практика. Учебное пособие. – Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2011. – 204 с.

 

ISBN  978-5-94981-158-0

 

В данном учебном пособии рассматриваются теоретические основы федерализма, особенности становления и развития федерализма в России, а также представлены различные точки зрения на перспективы государственного устройства страны.

 

Пособие рассчитано на студентов, аспирантов, всех интересующихся теорией и практикой федерализма.

 

Издание осуществлено при финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров (Проект «Успешные стратегии регионального развития в современных федеративных и децентрализованных государствах: российский и международный опыт», Grant # 06-88375-000-GSS).

 

См. электронную версию книги скачать в формате pdf (adobe acrobat reader)  (pdf)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  5

 

Глава 1. Общая характеристика федерализма

Федерализм как теория и практика  10

Определение понятий федерации и федерализма  14

 

Глава 2. Этнос и государство

Вектор истории  23

Империи и национальные государства  28

Причины возникновения федеративных государств  33

 

Глава 3. Основные принципы и формы федераций

Принципы федеративного устройства  37

Симметричные и асимметричные федерации  42

Форма российского федерализма: борьба мнений   46

 

Глава 4. Федерализм в условиях глобализации

Опыт трансформации европейских государств  58

Суверенитет в современных условиях  71

Территориальная целостность и право народов на самоопределение: диалектика конкурирующих принципов  79

 

Глава 5. Основные этапы становления российского федерализма

Истоки российского федерализма  90

Учреждение Российской Федерации  94

Периодизация «нового федерализма»  99

Смена парадигмы развития российской государственности   108

 

Глава 6. Структура власти и управления в федерациях

Разграничение полномочий в законодательной и судебной сферах  112

Статус субъектов Российской Федерации   120

Административный федерализм  132

Местное самоуправление в федеративной системе  140

Бюджетный федерализм  142

Субъекты федерации в системе международных отношений  149

 

Глава 7. Социальные и политические ресурсы федерализма в России

Этноконфессиональные процессы в России и их влияние на особенности отношений субъектов с федеральным центром  161

Роль политических партий и движений в федерализации России  172

Оценки перспектив российского федерализма   190

 

Заключение  198

 

Рекомендуемая литература   200

Сокращения   202

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия по Конституции является федеративным государством, но она находится в стадии трансформации как в политическом, экономическом плане, так и с точки зрения государственного устройства. О России нельзя говорить как об устоявшейся форме федерации. Ей присущи черты переходного периода, т.е. элементы как унитаризма, автократии, доставшиеся от прежней советской системы, так и тенденции демократизации, децентрализации, что ведет к федерализации государственных структур. Конечно, сюда же нужно отнести менталитет, который предопределяет многие противоречия, столь характерные для всего российского общества.

 

Возникнув на волне революции 1917 г. и последовавшей гражданской войны, российская федерация к середине 1930-х гг. приобрела жестко унитарные черты и фактически переродилась в тоталитарное общество. Государственность СССР носила весьма специфический характер, поскольку строилась на монополии одной партии, ставшей ядром администрирования в стране.

 

Возвращение к федерализму состоялось в годы «перестройки», что совпало с трансформацией общества, сравнимой по масштабам и глубине реформ с революцией. При этом начался распад СССР, и наступили изменения исторического масштаба – впервые Россия оказалась в условиях уменьшающейся территории и отказалась от политики расширения сферы влияния. Парадигма экстенсивного развития сменилась ориентацией на интенсивные методы, к которым страна оказалась не готова.

 

С 1990 г. в России идут острые политические споры вокруг вопроса о том, каким – унитарным или федеративным – будет ее устройство, вокруг особого статуса Татарстана и Чечни, положения областей, краев, автономных округов в качестве равноправных субъектов Федерации, перспектив так называемой «губернизации» и административного деления государства, полномочий федерального Центра, этнической составляющей государственного устройства, «бюджетного федерализма». В период нахождения у власти Б.Н.Ельцина были элементы эйфории на счет возможностей федерализма, но впоследствии в общественном мнении зазвучали ноты разочарования. Некоторые политики высказывали мнение, что федерализм чуть ли не разваливает страну. Однако большинство исследователей при значительном разбросе точек зрения, тем не менее, придерживается мнения, что федерализм не расшатывал страну, а, напротив, явился стабилизирующим фактором. «Во многом именно благодаря федералистской идее, – считает С.Д.Валентей, – Россия сохранилась как единое государство»[1].

 

Владимир Путин, начиная новый этап реформ в 2000 г., объяснял их необходимость тем, что неэффективность экономических реформ в стране во многом связана с нерешенностью вопроса государственного устройства, политической нестабильностью, несоответствием регионального законодательства федеральному. Поэтому главной задачей реформирования государственности он провозгласил укрепление «вертикали власти». Определенные меры, связанные с формированием общего правового поля в России вполне оправданы, поскольку для предпринимателей, инвесторов снимаются лишние барьеры, но вместе с тем, федеральный законодатель начал вмешиваться в исключительные полномочия субъектов, а совместные полномочия истолковал в пользу центра. Как известно из истории, излишняя регламентация порождает громоздкий бюрократический аппарат, что и произошло в Российской Федерации (РФ).

 

Изменение принципов формирования Совета Федерации, наделение Президента РФ широкими полномочиями в отношении органов власти субъектов Федерации – вплоть до снятия с должности глав регионов и роспуска их представительных органов власти, а также формирование жестко централизованного бюджета – было оценено экспертами как выработка более управляемой федерации. Ряд политиков и ученых расценил эти шаги как усиление унитаризма. «За полтора десятилетия, – пишет В.Лысенко, – Россия прошла сложный путь от империи к федерации. С начала ХХI в. этот вектор стал постепенно меняться, начался все более зримый откат, возврат к империи, реставрация Советского Союза на территории России и постсоветского пространства. За годы правления президента В.Путина наибольшему упадку подверглись федерализм и демократия в нашей стране»[2]. Примерно в том же ключе высказался Н.Петров: «В настоящее время Россия не является федерацией хоть в сколько-нибудь полном смысле этого слова. Вместе с тем перспективы ее выживания и развития в качестве современного эффективного государства напрямую связаны с федерализацией»[3]. Подобного рода высказываний было немало. Действительно, многие шаги президента В.В.Путина воспринимались как отступление от федерации и демократии. В то же время следует учитывать сложную природу федеративного государства, которая не отрицает унитарных начал, а скорее говорит о соотношении централизации и децентрализации власти. «Противоположностью федерализму является не унитарное начало, а абсолютно единое начало, – пишут немецкие правоведы в работе «Государственное право Германии». – Унитаризм и федерализм – две влиятельные силы, действующие внутри союзного государства и определяющие его облик в зависимости от преобладания одной из них. Но каждая из этих сил не теряет своего влияния полностью. Если исчезает унитарное начало, то союзное государство подвергается опасности дезинтеграции; если нежизненным оказывается федерализм, союзное государство превращается в абсолютное единое»[4]. С 2000 г. в управлении государством преобладало дисциплинирующее начало, вызванное общей политической ситуацией, в частности, напряженностью на Северном Кавказе. Такую политику, в которой сочетаются тенденции к унитаризму с сохранением элементов федерализма, следует квалифицировать как процесс трансформации государства.

 

Д.А.Медведев, продолжая в целом прежний курс, весьма определенно заявил о неизменности основных положений Конституции, приверженности демократии и федерализму, необходимости оптимизации разграничения полномочий и структур федерального управления в регионах. «Фундаментально значимым для нашего общества стало введение института местного самоуправления и укрепление федеративных начал государства, – заявил он. – Вы знаете: государственная политика в этих вопросах во многом осуществлялась путем «проб и ошибок» – с учетом опыта других государств и сложившихся в мире форм федерализма. Но ведь такой многосубъектной, многонациональной и многоконфессиональной федерации, как Россия, в мире больше не существует. Поэтому то, что мы сегодня делаем, делаем действительно впервые»[5]. Ситуация в России с начала нового столетия развивалась в сторону ослабления регионов, распространения коррупции в невиданных масштабах, сопровождалась ростом неэффективности системы управления. В 2011 г. Д.А.Медведев заявил о необходимости пересмотра существующего разграничения полномочий в пользу субъектов, что можно рассматривать как шаг в сторону возвращения к политике федерализации.

 

Значительным фактором, отражающим особенность нынешнего этапа трансформации государственного устройства России, является ее тесная связь с демократизацией. В принципе и унитарное государство может быть демократическим, но в переходный период от тоталитарного режима к демократии федерализм оказывается важным фактором преобразования общества в целом. С.М.Шахрай считает: «Для России федерализм – это не политическая игра и тем более не слабость, а территориальный каркас демократии. Это единственная (может быть, вместе со свободой средств массовой информации) гарантия демократических преобразований в нашей стране. Если в западной цивилизации ценности и традиции демократии вырастали и развивались в течение сотен лет, так сказать, в естественных условиях, то в России нарождающиеся демократические институты по-прежнему нуждаются в специальной «охраняющей» среде. Такой средой является федерализм»[6]. В Европе прежние тоталитарные системы наподобие Германии и Австрии, Испании и Италии шли к демократии именно через федерализацию.

 

Россия обладает своеобразием, которое не позволяет проводить прямые аналогии с какой-либо федерацией в мире. Ни американская, ни швейцарская, ни германская модели не могут быть перенесены на почву России. Исторические и политические традиции страны требуют поиска собственного пути государственного строительства. Природа России, влияющая на формирование модели федерализма, связана, прежде всего, с масштабами ее территории, экономическим, этническим, климатическим и географическим разнообразием регионов, а также советским наследием, которое продолжает влиять на экономику и менталитет населения.

 

В данном учебном пособии, опирающемся на ряд исследовательских проектов, финансируемых Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, материалы научных конференций, труды российских и зарубежных авторов, а также опыт чтения лекций в Казанском университете, сделана попытка изложить общие теоретические подходы к федеративному устройству России с учетом мирового опыта, представить различные взгляды на федеративную политику в стране, дать оценку практике федеративных отношений и показать особенности опыта Татарстана. Федерализация в России прошла очень сложный путь с достижениями и отступлениями, она связана с этническими и региональными особенностями субъектов, а потому и оценки по этому вопросу должны быть предельно взвешенными, что мы и постараемся сделать.



[1] Валентей С. Россия на пути от псевдофедерации к реальной федерации // Федерализм в России. – Казань, 2001. – С.45–46.

[2] Лысенко В. От империи к федерации // Казанский федералист. – №1–2 (17–18). Казань, 2006. – С.5. См. http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/

[3] Петров Н. Федерализм в России в 2005 году // Там же. – С.11.

[4] Государственное право Германии. Т.I. М., 1994. – С.80.

[5] Российская газета. 6 ноября 2008 г.

[6] Шахрай С. Проблема развития российского федерализма на современном этапе // Федерализм в России… – С.17.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru