• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
Номер 1-2 (21-22), зима-весна, 2007
21-22 номер журнала «Казанский федералист»
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Журнал «Казанский федералист» / 2007 / Номер 1-2 (21-22), зима-весна, 2007 на домашнюю страницу
Номер 1-2 (21-22), зима-весна, 2007
 
 
 
  • I. Федерализм и регионализм в мультикультурных сообществах
    • Опыт федерализма в юго-восточной Европе и пост-дейтонской Боснии и Герцеговине
      Авторы:Антон Беблер
      Влияние федералистских идей, практический опыт и элементы федерализма присутствовали в юго-восточной Европе со второй половины XIX в., изначально, в форме дуальной Австро-Венгерской монархии. Дважды, хоть и ненадолго, федерализм был реализован: при основании Государства Югославия и незадолго до его распада.
    • О социально-политических рисках и угрозах, связанных с объединением субъектов Федерации
      Авторы:Леонид Савинов
      (на примере Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области). Сегодня тема объединения субъектов Федерации перешагнула границы экспертной аудитории и теперь живет в информационном пространстве совершенно самостоятельной жизнью. При этом политизация темы настолько сильна, что пробиться к истине сквозь частокол околонаучных, и псевдожурналистских текстов совершенно невозможно или, по крайней мере, затруднительно.
    • Отстаивание федеральных интересов и гарантии выполнения обязательств
      Авторы:Михаил Филиппов
      Цель данной работы – рассмотреть проблему гарантий следования принципу сохранения стабильности в федеративных союзах, которая, если она не решается, ставит под вопрос жизнеспособность федеративного предприятия как целого, а также пути ее решения, предлагаемые основными теориями федерализма. Настоящий анализ основан на двух основных предположениях.
    • Регионализация в странах Западной Европы: Великобритания и Франция в сравнительной перспективе
      Авторы:Ирина Бусыгина
      В последние десятилетия процессы политической децентрализации и/или регионализации охватили многие крупные государства Западной Европы, до того считавшиеся однозначно унитарными. Речь идет о таких государствах как Франция, Великобритания, Испания, Италия.
    • Законодательство автономной провинции Южный Тироль
      Авторы:Карл Райнер
      Законодательство автономной провинции Южный Тироль характеризуется следующими главными фактами. В регионе проживают три официальные языковые группы – итальянская, ладинская и немецкая; две последние являются национальными меньшинствами в составе итальянского государства. В регионе признается равноправие всех граждан независимо от принадлежности к той или иной языковой группе, включая защиту этнических и культурных особенностей. В целях установления равноправия Статут Автономии и его применение предусматривают предоставление преимущественных прав двум языковым меньшинствам.
    • Новый Устав Каталонии. Новое в положениях о статусе Каталонии в составе Испании
      Авторы:Джорди Жария и Манзано
      18 июня 2006 г. граждане Каталонии путем голосования на референдуме приняли новый Устав, который заменяет предшествующий, принятый в 1979 г. Устав автономного сообщества является исходной институциональной нормой этого политического образования и основанием его самоуправления, чем-то очень похожим на конституцию субъекта в составе федерации (как в США, Германии или Швейцарии). Устав Каталонии 2006 г. – это попытка внести изменения в отношения между политическими институтами Каталонии и центральным правительством Испании, а также найти наилучший способ определения национальной идентичности каталонцев в рамках Испанского государства.
    • Взаимоотношения государства и регионов и регионалистские движения во Франции
      Авторы:Елена Филиппова
      Исторически Франция создавалась как конгломерат феодальных княжеств, заметно отличающихся друг от друга в культурном и языковом отношении. Начиная с XV в. прослеживается постоянное противостояние между центральной королевской властью и «провинциями», постепенно теряющими свою автономию. На протяжении XVII в. прекращают свою деятельность большинство провинциальных ассамблей, они сохраняются лишь в периферийных или недавно присоединенных землях: Бретани, Лангедоке, Артуа, Бургундии и некоторых других, где в то же самое время организуются королевские администрации, наделяемые прерогативой сбора налогов.
    • Социально-экономические и государственно-правовые основы этнополитического развития гагаузов в постсоветском периоде
      Авторы:Петр Пашалы
      Последовательная реализация Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)», положений Конституции Республики Молдова, законов и постановлений в части закрепления статуса автономии требует взвешенного подхода к формированию правовой основы политического и социально-экономического развития Гагаузии. Эта задача вытекает из необходимости модернизировать законодательство, создать рыночную экономику, развивать гражданское общество. Для этого имеются объективные условия и субъективная политическая воля. Опора на регион и региональную политику, в этой части бывшего СССР, имеет исторические корни.
  • II. Теоретические вопросы в исследованиях мультикультурных сообществ
    • Теория консоционализма Аренда Лейпхарта
      Авторы:Жоомарт Ормонбеков
      Интерес нидерландо-американского политолога Аренда Лейпхарта (род. в 1936 г.) к проблемам консенсуса и его практического обрамления в конституциональном и нормативном дизайне политий вытекает из его исследований теории демократии и демократического правления в многосоставных обществах. Детальное рассмотрение проблемы совмещения демократичеcких принципов с многосоставным характером ряда политий, из сложных структур привели ученого к конструкции самостоятельной теории – концепции консоционализма, достаточно популярной и по сей день в разрешении споров и преодолении разногласий (конфликтов) в многосоставных обществах.
    • Понятие ethnie во французской научной традиции и его политическое использование
      Авторы:Елена Филиппова
      История термина ethnie, пришедшего из древнегреческого языка, где он обозначал группы людей, не организованные политически, в отличие от групп граждан, организованных в соответствии с конституцией (polis), во Франции была и остается непростой.
    • Родовая травма российского федерализма
      Авторы:Василий Филиппов
      (Вновь о «ленинско-сталинской теории нации»). Распад двух уникальных «этнофедеративных» государств – Советского Союза и Федеративной Республики Югославия, глубокий кризис российской государственности и реальная угроза распада Российской Федерации в 90-е гг. минувшего столетия, острые социальные кризисы (интерпретировавшиеся, в то время как «межэтнические» конфликты), – все это побуждает вновь и вновь обращаться к той концепции нации, которая и была положена в основу специфической («этнической») модели федеративного устройства названных государств.

 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru