• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
Политико-правовые ресурсы федерализма в России
Исследование политико-правовых ресурсов федерализма в России, 2004-2006 гг.
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Проекты / Политико-правовые ресурсы федерализма в России на домашнюю страницу
Политико-правовые ресурсы федерализма в России
 
 
 
Исследование политико-правовых ресурсов федерализма в России, 2004-2006 гг.

Постановка проблемы

 

С 1990-х гг., после распада СССР, одно из основных мест в политическом дискурсе занимает вопрос о судьбах федерализма в России. Особенность России, влияющая на формирование модели государственного устройства страны, состоит, прежде всего, в ее полиэтничности, масштабах территории, экономическом, климатическом и географическом разнообразии регионов. В 20-е годы прошлого века страна естественным образом начала складываться как федерация, но уже к концу 1920-х гг. этот процесс фактически был прерван. В советский период страна федеративной была лишь номинально. С приходом к власти Михаила Горбачева вместе с процессами демократизации начался возврат к федеративным принципам. В годы перестройки было два источника децентрализации: снизу – в виде «парада суверенитетов», инициированного республиками, и сверху – через разграничение полномочий путем подписания федеративного и двусторонних договоров. Несмотря на закрепление основных принципов федерализма в Конституции РФ (1993), перспектива его развития до сих пор во многом зависит от соотношения политических сил.

 

Цель и задачи проекта

 

Цель настоящего проекта – исследовать политико-правовые ресурсы федерализма в России: описать спектр политико-правовых структур, выступающих за сохранение федеративного государственного устройства, рассмотреть потенциальные возможности и инструментарий их влияния на ход политических процессов в этой сфере, выявить наиболее перспективные из предлагаемых ими политических стратегий дальнейшего развития федеративных отношений в России.

 

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели:

1. Из имеющихся в современной России политико-правовых структур выделить те, которые публично и активно выступают за сохранение и дальнейшее развитие федеративных начал в государственном устройстве страны.

2. Исследовать потенциал влияния данных политических акторов на процесс принятия политических и правовых решений в сфере государственного строительства в России.

3. Выявить наиболее перспективные стратегии развития федеративных отношений в политической практике и программах этих политико-правовых акторов.

 

Методы достижения целей и решения поставленных задач:

 

Рассмотреть по возможности весь спектр имеющихся в современной России политико-правовых структур, которые публично и активно выступают «за» или «против» дальнейшего развития федеративных начал в государственном устройстве страны, в том числе, и те из них, которые объективно заинтересованы в сохранение федеративной России, хотя публично и не заявляют об этом. Для достижения поставленной в данном исследовательском проекте цели необходимо наибольшее внимание обратить на изучение тех политико-правовых акторов, которые в своей политической деятельности реально отстаивают принципы федерализма.

 

Республики: Татарстан и наиболее близкие к нему по многим своим позициям Башкортостан и Саха (Якутия), которые ориентируются на инициативы Татарстана, хотя и не всегда последовательны в отстаивании принципов федерализма в государственном устройстве России.

 

Регионы-доноры: Москва, Петербург, Тюменская, Свердловская, Самарская области. Не выдвигая каких-либо политических требований в отношении  федерализации России, они объективно выступают за расширение прав регионов, особенно в экономической сфере.

 

Политические партии: для прогноза различных сценариев развития России необходим анализ программных заявлений и реальных шагов наиболее влиятельных политических сил: коммунистов, левоцентристов, проправительственных сил, правоцентристов, национал-социалистов и др.

 

Госдума и Совет Федерации Федерального собрания РФ: кроме политических партий, нельзя не учитывать и возможности влияния на процесс принятия политических решений депутатских фракций этих партий в Государственной Думе, в целом Совета Федерации, а также роль отдельных влиятельных политиков в качестве субъектов политических отношений.

 

Провести научные конференции для выявления политико-правовых ресурсов федерализма в РФ.

 

Провести социологические исследования:

- интервьюирование депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ

- экспертный опрос политической и гуманитарной элиты в ряде субъектов РФ (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Москва, Свердловская область)

 


 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru