• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
Проекты
Здесь размещена информация о проектах КИФ
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Проекты / Перспективы федерализма в России: Опыт сравнительного исследования на домашнюю страницу
Перспективы федерализма в России: Опыт сравнительного исследования
 
 
 
Опыт сравнительного исследования, 2001-2003 гг.

Проект 2001-2003 гг. выполнялся коллективом Казанского института федерализма при финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров.

 Постановка проблемы

Инициативы Президента РФ Владимира Путина по реформированию государственного устройства, причем - с преобладанием унитаристских начал, поставили страну в условия, когда вновь стал неопределенным вопрос о перспективах федерализма в России.

В свое время, нежелание руководителей СССР осуществить разумную децентрализацию государственного управления привело к распаду Союза. Нынешнее руководство России, похоже, повторяет старые ошибки. Ряд республик не хотят отказываться от государственного суверенитета, закрепленного в своих конституциях, и тех полномочий, которые они получили в результате заключения Договора с федеральным центром. Особенно на этом настаивают те республики, которые сумели эффективно распорядиться своей самостоятельностью, на деле доказав, что взятые полномочия - это не только права, но и большая ответственность и обязанности. Таким образом, после десятилетия реформ - как и перед их началом - нельзя исключать любого сценария развития российского государства: (1) превращения в конфедерацию с последующим распадом страны; (2) возврата де-факто к унитарному государственному устройству; (3) продолжения процесса федерализации. Поскольку существуют свои причины и политические силы для любого из этих сценариев развития событий, необходима оценка вероятности реализации всех трех сценариев. Конечно, эти сценарии не равновероятны. Пока, несмотря на отмеченные выше процессы, Центр подчеркивает свою приверженность федеративному пути развития России. Но сам федеративный путь не является однозначно детерминированным.

Россия обладает своеобразием, которое не позволяет проводить прямые аналогии с какой-либо федерацией в мире. Ни американская, ни швейцарская, ни германская модель не могут быть целиком перенесены на почву России. Исторические и политические традиции страны требуют поиска собственного пути оптимального государственного устройства. Природа России и ее особенности, влияющие на формирование модели федерализма связаны, прежде всего, с ее полиэтничностью, масштабами территории, экономическим, климатическим и географическим разнообразием регионов. Поэтому при исследовании перспектив федерализма в России следует учитывать, в первую очередь, пусть и небольшой опыт российского федерализма - поскольку это уже область не теоретического, а практического знания. С другой стороны,  существуют общие для всех федеративных государств проблемы: распределение налогов между различными уровнями власти, формирование судебной системы и силовых структур, международная деятельность субъектов федерации, способы и формы представительства интересов регионов на федеральном уровне, реализация принципа субсидиарности, механизмы защиты прав нацменьшинств и т.д. Международный опыт содержит разные способы решения этих инвариантных проблем федерализма. К сожалению, у большей части российских политиков, принимающих решения на федеральном уровне этот опыт остается невостребованным.

Цель и задачи проекта.

 Цель  настоящего проекта - дать прогноз наиболее вероятных сценариев развития федеративных отношений в России в условиях новой раскладки политических сил и довести информацию до политических деятелей и структур, которые влияют на принятие решений или непосредственно принимают решения в области государственного строительства РФ.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели:

(1) Выявить наиболее острые проблемы развития российского федерализма, в первую очередь, в отношениях Центра с субъектами - и  специфически российские, и имеющие аналоги в международной практике.

(2) На основе сравнительного анализа российского и международного опыта показать, как в различных федеративных государствах наиболее эффективно решаются обозначенные выше проблемы и предложить возможные пути преодоления возникающих коллизий в отношениях между Центром и регионами в России с учетом наиболее удачного международного и российского опыта.

 Методы достижения целей и решения поставленных задач:

  • Осуществление выборки федеративных государств, представляющих наибольший интерес с точки зрения опыта федерализма применительно к России.
  • Осуществление мониторинга в субъектах РФ, которые в наибольшей степени влияют на процессы ее федерализации.
  • Проведение сравнительного анализа по следующим основным направлениям: реализация принципа субсидиарности в государственном строительстве; отношения между центром и субъектами федерации в сфере налогообложения; судебная система и структура силовых ведомств; защита нацменьшинств; особенности системы образования; конституционно-правовые аспекты федерализма.
  • Анализ нормативно-правовых документов, влияющих на федеративные отношения в России и в выбранных для сравнительного анализа зарубежных государствах.
  • Отслеживать и анализировать политические документы различных партий, движений и властвующей элиты регионов.
  • Проведение научных конференций для выявления ключевых проблем государств с федеративным устройством, а также тенденций развития федеративных отношений в Российской Федерации.

 


 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru