• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
Конституция
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Помощь исследователю / Конституция / Протест Генеральной прокуратуры РФ на домашнюю страницу
Протест Генеральной прокуратуры РФ
 
 
 

Генеральная прокуратура Российской Федерации
В Государственный Совет Республики Татарстан

Протест на закон Республики Татарстан от 19 апреля 2002 г. № 1380 «0 внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан»

Государственным Советом Республики Татарстан принят закон Республики Татарстан от 19 апреля 2002 г. № 1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», которым в новой редакции изложена Конституция РТ. Однако отдельные ее положения противоречат требованиям федерального законодательства, а ряд статей содержит нормы, признанные ранее Конституционным судом РФ, решениями Верховного суда РТ от 3 октября 2001 г. и 7 февраля 2002 г. и Верховного суда РФ от 4 декабря 2001 г. противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству.

Часть 1 статьи 1 Конституции РТ устанавливает, что Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан.

Согласно части 1 статьи 3 Конституции РТ носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Конституции РТ президент РТ обеспечивает суверенитет Республики Татарстан. Частью 1 статьи 121 Конституции РТ предусмотрено, что Республика Татарстан имеет Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн - официальные символы, выражающие суверенитет Республики Татарстан, самобытность и традиции народа Татарстана. Статьей 89 Конституции РТ президент Республики Татарстан провозглашен главой государства:

В развитие вышеназванных положений в статьях 11, 13, части 1 статьи 44, части 2 статьи 52, части 2 статьи 53 Конституции РТ содержится такое понятие, как «государство».

Вопросы о суверенитете, об источнике власти в Российской Федерации, статусе субъектов РФ были предметом неоднократных рассмотрении Конституционного суда Российской Федерации.

Конституционный суд РФ в определении от 27.06.2000 года № 92-0 (по Конституции Республики Татарстан и др. республик) указал, что суверенитет представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства. Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многонационального народа России и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета помимо суверенитета РФ (п. 2.1.). По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15, 65, 66 и 71 Конституции РФ в их взаимосвязи, республики как субъекты РФ не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства - даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Конституционный суд признал содержащиеся в Конституции РТ положения о суверенитете не соответствующими Конституции РФ, утратившими силу и не подлежащими применению. Также суд указал, что нормы, воспроизводящие или содержащие такие положения, подлежат отмене в установленном порядке.

Частью 1 статьи 5 Конституции РТ определено, что территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна. Данная норма принята с нарушением Конституции РФ.

Согласно статье 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Статьей 67 Конституции Российской Федерации установлено, что территория РФ включает в себя территорию ее субъектов.

Вопросы территории РФ пунктом «б» статьи 71 Конституции РФ отнесены к ведению Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В статье 6 Конституции РТ указано, что Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций. Согласно части 4 статьи 24 Конституции РТ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Республики Татарстан. Пунктом 22 части 1 статьи 94 Конституции РТ определено, что президент РТ осуществляет полномочия... также вытекающие из международных и внешнеэкономических обязательств Республики Татарстан.

Указанные положения противоречат федеральному законодательству. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Пунктом «к» статьи 71 Конституции РФ внешняя политика и международные отношения РФ отнесены к ведению Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1 федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» субъекты РФ в пределах полномочий обладают правом только на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, но не с иностранными государствами, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

Пунктом 1 статьи 2 данного закона органам госвласти субъектов РФ предоставлено право на заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, а не международных соглашений.

Поскольку вопросы международных отношений отнесены Конституцией РФ к компетенции РФ как суверенного государства, то субъект РФ не вправе включать принципы и нормы международного права в свою правовую систему. Это связано и с тем, что республика, в отличие от Российской Федерации, не является субъектом международных правоотношений.

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ) находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В силу подпункта «е» пункта 7 статьи 18 федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЭ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшему должностному лицу предоставлено право осуществлять полномочия только в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. При этом федеральный законодатель не предусматривает осуществление таких полномочий, вытекающих из международных и внешнеэкономических обязательств...


 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru